Образовательные стандарты

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Приказ от 6.10.09 №373 (скачать)

Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

Приказ от 26.10.10 №1241 (скачать)

Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

Приказ от 22.09.11 №2357 (скачать)

Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373″Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Приказ от 29.12.14 №1643

Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”
Приказ Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Приказ от 17.12.10 №1897

Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897″Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Приказ от 29.12.14 №1644

Нормативные документы (региональный уровень)

Приказ Министерства образования Нижегородской области №119 от 11.02.10 «Об утверждении плана мероприятий по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Приказ №119 от 11.02.10 (скачать)

Приказ Министерства образования Нижегородской области. №224 от 15.03.2010 г. «О базисном учебном плане ОУ Нижегородской области на переходный период»

Приказ №224 от 15.03.2010 г. (скачать)

Письмо Министерства образования Нижегородской области от 28.03. 2011г №316-01-52-1141/11 «О направлении перечня объектов и средств организации учебной деятельности младших школьников»

Письмо от 28.03. 2011г №316-01-52-1141/11 (скачать)

Письмо Министерства образования Нижегородской области от 12.04. 2011г № 316-01-52-1430/11 «О направлении методических рекомендаций к Базисному учебному плану НОО в 2011-2012 учебном году (1 класс)»

Письмо от 12.04. 2011г № 316-01-52-1430/11 (скачать)

Приказ министерства образования Нижегородской области от 30.04.2014 N 1086 «Об утверждении плана мероприятий по введению в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в Нижегородской области»

Приказ  № 1086 от 30.04.14

 

Нормативные документы (муниципальный уровень)

Приказ департамента образования г.Арзамаса №513 от 29.10.10. «Об утверждении плана мероприятий по введению ФГОС»

 

Приказ департамента образования г. Арзамаса №569 от 25.11.10 «Об утверждении состава и положения о муниципальном координационном совете по подготовке к введению ФГОС»

 

Приказ департамента образования г. Арзамаса №527 от 03.03.2011 «О направлении приказа Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241

 

Нормативные документы (школьный уровень)

 

Приказ «О создании и полномочиях рабочей группы по введению  ФГОС НОО»

Приказ «О разработке основной образовательной программы в  связи с введением ФГОС НОО»

Приказ «Об утверждении основной образовательной программы НОО»

Приказ «О создании и полномочиях рабочей группы по введению  ФГОС ООО»

План подготовки школы к введению ФГОС ООО

План мероприятий  по внедрению ФГОС  основного общего образования в образовательный процесс школы

Приказ «Об утверждении основной образовательной программы ООО»

 

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

 

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

 

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

 

Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?

 

Стандарт выдвигает три группы требований: Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования; Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

 

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

 

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

 

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на уровне начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

 

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

 

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

 

А) личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

 

Б) метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

 

В) предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

 

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

 

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

 

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

 

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

 

Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для обучащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает: обязательные учебные занятия, объемом 21 час в неделю; внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится до 10 часов в неделю.

 

С 1 сентября 2015 г. ФГОС основного общего образования вводится во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

 

Что представляет собой Федеральный государственный стандарт основного общего образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании». Федеральный государственный стандарт основного общего образования (СТАНДАРТ) представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

 

Чем отличается новый стандарт от предыдущих?

 

Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.

 

Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

 

Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий — это отличие в структуре.

 

ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства. Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию различных видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. На уровне основного общего образования (5-9 классы) у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

 

Какие требования выдвигает новый стандарт?

 

Стандарт выдвигает три группы требований:

 

1) Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования. 
Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, учебный план, учитывая, в том числе запросы и пожелания родителей школьников. Родители должны познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы.

 

2) Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. 
Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов:
— личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.);
— метапредметных (универсальные учебные действия);
— предметных (система основных знаний).
Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видеоработы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика.

 

3) Требования к условиям: реализации основной образовательной программы основного общего образования. 
Ранее никто не вписывал в стандарты нормы, определяющие техническое оснащение учебного процесса, кадровые и финансовые ресурсы. В новом стандарте четко описываются требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям.