Самооценка на уроках информатики, как элемент продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС

В рамках перехода на ФГОС основной задачей современной школы является формирование социально активной, инициативной, творческой личности, развитие интеллектуальных способностей и индивидуальности каждого ребенка. В школе должны быть созданы условия, которые обеспечивали бы бесперебойную работу, направленную на самообразование, самопознание и самоактуализацию личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения личностных результатов обучающихся. Ребенок станет полноценным субъектом своей учебной деятельности только тогда, когда он сам будет управлять ею, способствуя развитию своих способностей. Для этого необходимо помочь ему осознать её мотивы и цели, обучить способам её осуществления, регулирования и контроля, активизировать его познавательную деятельность.

Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей, я считаю развитие у обучающихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность. Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать ученика, и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий. Она позволяет яснее осознать, что известно в данной ситуации и что неизвестно, что ещё требуется узнать и изучить, то есть, приводит к осознанию учащимися противоречия между знанием и незнанием, и появлению познавательного затруднения. У школьника рождается чувство недовольства самим собой, своими имеющимися знаниями, умениями и навыками, появляется необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений. Таким образом, потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить. Ученик будет анализировать свои действия не только после или в ходе непосредственного её совершения, но и заранее до её совершения. Прежде чем выполнить, он рассмотрит каждое свое действие с разных точек зрения, выдвинет различные гипотезы, рассмотрит различные возможности её решения и постарается выбрать наиболее оптимальный вариант. Возникшее в ходе рассуждения противоречия будут толчком к самостоятельному пересмотру своих действий, а если это необходимо, то и к её корректировке, к выявлению причин своих ошибок и неудач.

Считаю, что потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося. И конечно же, предметом, наиболее способствующим выработке потребности в критической самооценке и самоконтроле своих действий и, вместе с ним, развитию мыслительных способностей обучающихся является информатика. Потребность в самоконтроле и тщательной проверке результатов своих действий, умение критически относится к собственной деятельности – являются важнейшими навыками, которые должны вынести обучающиеся из прохождения курса информатики.

Опыт показывает, что часто из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа обучающегося постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы. И как результат – пробелы в знаниях. Именно поэтому все усилия я направляю на организацию собственных контрольно-оценочных действий обучающихся.

Важнейшей предпосылкой для этого считаю создание психологического комфорта для приобретения обучающимися знаний и самовыражения. Компонентами положительной психологической атмосферы являются: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение учителя и учащихся. При любых продвижениях обучающегося в изучении моего предмета не скуплюсь на положительные эмоциональные отзывы, слова поощрения. Стараюсь вселить в них уверенность в себе, своих способностях. Поддерживаю положительный настрой разнообразными видами деятельности на уроке, стимулированием, созданием ситуаций успеха, предоставлением каждому ученику возможности для самовыражения, повышения самооценки.

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

Критерии самооценки и взаимооценки работы в паре (группе).

Фамилия, имя _______________________________________________________

Оцени, насколько хорошо ты (он) работал в группе (паре)используй знаки «+/-»

Обменяйся оценочными листами с любым членом твоей группы для оценки его сотрудничества.

самооценка

+/-

взаимооценка

+/-

Я всегда активно участвовал во всех заданиях группы (пары)

 

Он всегда активно участвовал во всех заданиях группы (пары)

 

Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы

 

Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы

 

Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим, работал совместно с другими членами группы

 

Он выполнял не только свое задание, но и помогал другим, работал совместно с другими членами группы

 

Я давал группе правильные ответы

 

Он давал группе правильные ответы

 

Я общался с членами своей группы с уважением, даже если был не согласен с ними

 

Он общался с членами своей группы с уважением, даже если был не согласен с ними

 

Шкала оценивания

5 «+» — ты работал отлично;

3-4 «+» — ты работал хорошо, но будь активным;

1-2 «+» — тебе надо еще учиться работать в группе (паре).

3-й этап. Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку .

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя. Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении.

Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Обучающийся должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень.