Способы реагирования на нарушения дисциплины

Тип поведения учащихся, его характеристика Психологические причины поведения Возможные пути пед. Воздействия
Поведение направленное на привлечение внимания Активное: отвлекает внимание учителя и класса Неумение просить внимания при переживании дефицита внимания к себе. Минимизация внимания(игнорирование демонстративного поведения).Разрешающее поведение (к выходке может присоединится весь класс в пределах «разрешенной квоты»).

Подчеркивание успехов, внимание за хорошее поведение.

Отвлечение ученика (смена вида деятельности).

Пассивное: чрезмерно медленный темп работы, демонстративная медлительность
Властолюбивое поведение Активное: вспышки негодования, конфронтации, нагнетание напряженности Эмансипация, мода на «сильную личность» в неадекватных проявлениях Акцентирование внимания на поступках, а не на личности учащегося.Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряженности (не повышать голос, не высмеивать ученика, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах). Отсроченное обсуждение поступков

Демонстрация модели неагрессивного поведения

Пассивное: тихое непослушание
Мстительное поведение Активное: физические или психологические акты насилия  (порча мебели, оскорбления) Стереотип силового разрешения конфликтов Акцентирование внимания на поступках, а не на личности учащегося.Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряженности (не повышать голос, не высмеивать ученика, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах). Отсроченное обсуждение поступков

Демонстрация модели неагрессивного поведения

Пассивное: игнорируются всякие дружественные попытки контакта
Поведение направленное на избегание неудач Активное: вспышки негодования в ситуации реальной или потенциальной неудачи Необоснованные ожидания взрослых, конкурирующий стиль взаимодействия Предоставление дополнительной помощи в обучении (ученики – репетиторы, игровые методы обучения, дополнительные занятия)Предоставление возможности положительно рассказать о себе подчеркивание достижений, напоминания о прошлых успехах. Материализация достижений (аплодисментами, условными знаками, отметки в «Классном уголке»)
Пассивное: откладывание «на потом», уверенность в отсутствии способностей и/или возможностей