Тест на проверку профессионального соответствия учащихся выпускных классов.

Тест на проверку профессионального соответствия.

Правила работы с тестом:

Внимательно прочитайте вопрос. На него вы должны дать четыре ответа, которые затем оценить по балльной шкале: 0, 1, 2.

Вы должны поставить себе определенную оценку в соответствии с вопросом.

1-я колонка: «Умение» — Насколько вы хорошо умеете это делать? (У)

а) делаю, как правило,хорошо 2 балла;

б) делаю 1 балл;

в) делаю плохо (совсем не умею) 0 баллов;

2-я колонка: «Отношение» — Нравится ли вам это делать? (О)

а) нравится (приятно,интересно,легко) 2 балла;

б) нейтрально (все равно) 1 балл;

в) не нравится (неприятно, неинтересно, трудно) 0 баллов;

3-колонка: «Желание» — Хотели бы вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в вашу будущую работу? (Ж)

а) да 2 балла;

б) все равно 1 балл;

в) нет 0 баллов

4-я колонка: «Совершенствование» — Хотели бы вы совершенствоваться в этих действиях? (С)

а) да 2 балла;

б) все равно 1 балл;

в) нет 0 баллов.

Свои баллы занесите в таблицу.

I II III IV V
У О Ж С У О Ж С У О Ж С У О Ж С У О Ж С
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
31 32 33 34 35
36 37 38 39 40
41 42 43 44 45
46 47 48 49 50

У — умение; О — отношение; Ж — желание; С — совершенствование.

Вопросы тестирования:

1.  Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.

2.  Выполнять лабораторные работы по физике (составлять и собирать схемы, устранять в ней неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т.п.).

3.  Длительное время (более одного года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.).

4.  Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.

5.  Сдерживать себя, «не выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.

6.  Выделять из текстов основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.

7.  Разобраться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

8.  Вести регулярное наблюдение за растениями и записывать данные наблюдений в специальный дневник.

9.  Мастерить красивые поделки своими руками: из дерева, ткани, металла, засушенных растений, ниток.

10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.

11. В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.

12. Изучать химические процессы, решать задачи по химии.

13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках различных видов растений.

14. Создавать произведения графики, живописи, скульптуры.

15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.

16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составлять рассказы по заданной теме.

17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (утюг, пылесос, светильник).

18. Свое свободное время преимущественно тратить на ход и наблюдение за каким-нибудь животным.

19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.

20. Внимательно, терпеливо, не перебивая выслушивать людей.

21. При выполнении заданий по иностранному языку се: особых трудностей работать с текстом.

22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (прием ник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек

23. Регулярно, без напоминания взрослых, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить клетки, лечить, обучать.

24. Публично, для многих зрителей разыгрывать роли, подражать кому-либо, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.

25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.

26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.

27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

28. Разбираться в породах и видах лошадей, птиц, рыб, насекомых и пр.; знать их характерные признаки, повадки.

29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет, и уметь это устно или письменно обосновать.

30. Организовывать людей на какие-либо дела, мероприятия.

31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания формул и законов и умения их правильно применять при решении.

32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений, ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке, производить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.

33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или внешнем виде животного или растения.

34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.

35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.

36. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных по формулам и без них, выполнять действия, выводить на их основе различные закономерности, следствия, обобщения.

37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий, конструировать новые, при­думанные самостоятельно.

38. Заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии — читать научно-популярную литературу, слушать лекции,, научные доклады.

39. Создавать эскизы и изготавливать в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструкторские новинки.

40. Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.

41. Работать с условно-знаковой информацией — составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.

42. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение фигур, предметов в пространстве (черчение, стереометрия, геометрия).

43. Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоо-кружках, в питомниках.

44. Быстрее и чаще других замечать в обычном — необычное, удивительное, прекрасное.

45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.

46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.

47. Выбирать наиболее рациональный подход (простой, короткий) способ решения задачи: технической, логической, математической.

48. При уходе за растениями или животными с удовольствием заниматься физическим трудом, легко переносить не­благоприятные погодные условия, специфический запах животных.

49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).

50.’Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

Обработка результатов:

Итак, каждый ответ имеет четыре позиции.

Если первая позиция «У» оценена в 0 баллов, то последующие оценки на это утверждение аннулируются. Самая важная первая позиция У.

Далее сравниваются соотношения по позициям У, О, Ж, С по каждой шкале (I—V) и находится их сумма.

Вы соответствуете тому типу профессии, для которого получена наибольшая сумма баллов.

Имейте в виду, что максимальная сумма должна быть не менее 50 баллов. Если сумма менее 50 баллов, то вы по своим данным не имеете четкого соответствия той или иной профессии.

По номеру шкалы вы узнаете о соответствии своих личностных качеств определенной профессии.

Каждая шкала характеризует соответствие личности по определенному типу профессии.

I шкала — профессии типа «человек — знаковая система»

Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т.п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек — знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек — знаковая система» явлются:

тексты на родном или иностранных языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщки);

цифры, формулы, таблицы (программист, экономист, бухгалтер, статистик);

чертежи , схемы, карты (конструктор, инженер, чертёжник, капировальщик, штурман, геодезист);

звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек — знаковая система»

  • хорошая оперативность и механическая память;
  • способность к длительной концентрации внимания на отвлечённом (знаковом) материале;
  • хорошее распределение и переключение внимания;
  • точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
  • усидчивость, терпение;
  • логическое мышление.

II шкала — профессии типа «человек — техника».

Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эжксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек — техника».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек — техника» явлются:

  • технические объекты (машины, механизмы);
  • материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды детельности:

создавание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

ремонт технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют налаживают их.).

Психологические требования профессий «человек — техника».

  • хорошая координация двыижений;
  • точное зрительное, слуховое, вирбационно и кинестическое восприятие;
  • развитое техническое и творческое мышление и воображение;
  • умение переключать и концентрировать вниание;
  • наблюдательность.

III шкала — профессии типа «человек — природа».

Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями и животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек — природа».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек — природа» явлются:

  • животные, условия их роста, жизни;
  • растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды детельности:

изучасть , исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, агрохимик, фитопатолог);

выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, цветовод, живоновод,садовод,пчеловод);

проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек — природа»:

  • развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память,наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
  • поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением,настойчивостью,должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях ит.п.

IV шкала — профессии типа «человек — художественный образ».

Если вам нравится рисовать, петь. Играть на музыкальных инструментах, сочинять стихи или музыку, то ознакомьтест с профессиями типа «человек — художественный образ».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек — художественный образ» явлются:

  • художественные образы, способы их потроения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды детельности:

создание, проектироание художественных произведений (писатель, художник,композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актёр, столяр-краснодеревщик);

размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек — художественный образ»:

  • художественные способности,развитое зрительное восприятие;
  • наблюдательность,зратиельная память,наглдяно-образное мышление,творческое воображение;
  • знание психологиеских законов эмоционального воздействия на людей.

V  шкала— профессии типа «человек— человек».

Если вам нравится общаться с другими людьми и вы легко находите общий язык со всеми, если вы способны мысленно ставить себя на место другого человека, если вы легко разрешаете споры и к вам часто обращаются за советом, то ознакомьтест с профессиями типа  «человек— человек».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек— человек»:

  • люди.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды детельности:

воспитание, обучение людей (воспитатель, педагог, спортивный тренер);

медицинское обслуживание (врач,фельдшер,медсестра,няня);

бытовое обслуживание (продавец,парикмахер,официант,вахтёр);

информационное обслсуживание (библиотекарь,экскурсовод,лектор);

защита общества и государства (юрист,милиционер,инспектор,военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек— человек»:

  • стремление к общению,умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
  • доброжелательность, отзывчивость;
  • выдержка;
  • умение сдерживать эмоции;
  • способность анализировать поведение окружающих и своё собственное, понимать намеренияи настроение других людей, пособность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодейстиве;
  • способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другог человека;
  • способность владеть речью, мимикой, жестами;
  • развитая речь, способность находить общий язык с раззными людьми;
  • умение убеждать людей;
  • акуратность, пунктуальность, собранность;
  • знание психологии людей.