Библиотека

    Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во вселенной?
Найди на полке книгу и раскрой
Источник мысли чистый, вдохновенный…

             А.Мирцхулава

     Наша галактика безгранична. В ней много звезд, самых красивых, самых лучших. И одна, самая лучшая, это ты! Имя тебе, Человек!

   Здравствуй уникальный, неповторимый человек! Эта страничка для тебя. И неважно, ребёнок ты, родитель или человек исполняющий роль педагога. Давай общаться!

Добро пожаловать!

                 Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта! Очень надеемся, что это посещение окажется для Вас полезным.

      Здесь Вы можете найти информацию о библиотеке, узнать о книгах, имеющихся в нашем фонде, а также о новых поступлениях, услугах оказываемых нашей библиотекой читателям, новостях.

Вас приветствует

Педагог-библиотекарь: Ладилова Галина Викторовна

 Дата рождения:             06.12.1962г.

 Образование:                высшее, 1985 г.,

Арзамасский государственный педагогический институт им.А.П. Гайдара.

 Стаж  работы:               34 года

Миссия библиотеки: Через эффективную деятельность школьной библиотеки – к качественному образованию, от качественного образования – к качеству жизни.


  

Сведения о книжном фонде

Литература —  11 365 экземляров

Учебники   –  27 725 экземпляров

ВСЕГО      –   39 090 экземпляров

Медиатека –  4 113 экземпляров


Школьная подписка

Какие журналы и газеты выписывает школьная библиотека

в I полугодии 2021 года.

  Для администрации:

—  «Справочник заместителя директора школы»

—  «Справочник руководителя образовательного учреждения»

—  «Вестник образования»

  Для учителей:

—  «Учительская газета»

 Для  учащихся

—  «Детская энциклопедия». Художественно-познавательный журнал для детей.

— «Добрая Дорога Детства». Всероссийская газета.

— «Мурзилка». Ежемесячный журнал для детей.   

  — «Тошка и компания». Весёлый журнал о животных



ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ

Порядок пользования библиотекой МБОУ СШ №12

  1. Общие положения

Порядок пользования библиотекой – документ, фиксирующий взаимоотношение читателя с библиотекой и определяющий общий порядок организации обслуживания читателей, порядок доступа к фондам библиотеки, права и обязанности читателей и библиотеки.

1.Данное положение разработано в соответствии с:

— Законом № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»

— Федеральным Законом № 78-ФЗ от 29 декабря 1994 г. «О библиотечном деле»

— Уставом МБОУ СШ №12

— Письмом Минобразования РФ № 14-15-70/13 от 23.03.2004 г. «О примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения»

2. Право свободного и бесплатного пользования библиотекой имеют учащиеся и сотрудники школы, а так же родители учащихся.

3. К услугам читателей предоставляется фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной, методической литературы:

* Книги, газеты, журналы, аудио и видеоматериалы.

* Справочно-библиографический аппарат: каталоги, картотеки, рекомендательные

    списки литературы.

* Индивидуальные, групповые и массовые формы работы с читателями.

4. Библиотека обслуживает читателей:

* на абонементе (выдача произведений печати отдельным читателям на дом);

* в мини – читальном зале, где читатели работают с изданиями и другими

   документами, которые на дом не выдаются.

II.   Порядок пользования библиотекой

1.Запись учащихся в библиотеку производится по списочному составу

    класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы,

    родителей (иных законных представителей) учащихся – по паспорту.

2. Запись в библиотеку лиц, не работающих в данном общеобразовательном учреждении и

    не являющихся родителями (законными представителями) учащихся, производится по

    паспорту только в читальном зале.

3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский

    формуляр. Пользователь обязан засвидетельствовать подписью на читательском

    формуляре ознакомление с правилами пользования и обязательство их выполнения.

4. Читательский формуляр фиксирует факт выдачи пользователю  изданий из фонда

    библиотеки и их возвращения в библиотеку.

III.   Порядок  пользования мини – читальным залом

1. Издания, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются.

2. Энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре

    документы выдаются только для работы в читальном зале.

3. Количество документов, с которыми работает пользователь в читальном зале, не

    ограничивается, но не более 5 изданий одновременно.

IV.    Порядок работы с учебниками и учебными пособиями

В целях обеспечения сохранности библиотечного фонда устанавливается следующий порядок работы:

  1. Учащимся школы выдается по одному комплекту учебников на текущий учебный год (выдача учебников за предыдущие классы с целью повторения учебного материала выдается по согласованию с библиотекой).
  2. Учащиеся на форзаце в конце книги в соответствии с выданным номером подписывают каждый учебник .
  3. Учебники должны иметь дополнительную съемную обложку (синтетическую или бумажную).
  4. Учащиеся должны возвращать школьные учебники в опрятном виде. В случае необходимости учащиеся их ремонтируют (подклеивают, подшивают).
  5. Педагог-библиотекарь и совет библиотеки проводят рейды по проверке учебников и учебных пособий 1 раз в четверть.
  6. При сдаче школьных учебников необходимо учитывать следующие сроки:

    1-8, 10 классы – до 31 мая;

    9, 11 классы – до 15 июня.

  • Учащимся, не сдавшим учебники, на новый учебный год комплекты не выдаются до момента погашения задолженности.
  • В начале учебного года на библиотечной страничке школьного сайта публикуется перечень учебников и учебных пособий для каждого класса на текущий учебный год.

Обязанности классных руководителей:

  1. В начале учебного года классный руководитель обязан:

— подтвердить получение учащимися своего класса подписью в журнале выдачи учебников;

— провести беседу – инструктаж учащихся своего класса о правилах пользования школьными учебниками (см.выше);

— назначить представителя от класса в совет библиотеки.

2. В конце учебного года классный руководитель должен обеспечить своевременную сдачу учебников своего класса в школьную библиотеку в соответствии с графиком. В случае необходимости обеспечить ремонт учебников.

3. Родитель или законный представитель несут ответственность за комплекты учебников, полученные в школьной библиотеке в течение всего учебного года.

4. Классный руководитель осуществляет контроль за их состоянием.

V.     Права пользователей библиотеки МБОУ СШ №12

Пользователи библиотекой имеет право:

  1. получать полную информацию о составе библиотечного фонда информационных ресурсах и представляемых библиотекой услугах;
  2. пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
  3. получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
  4. получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
  5. продлевать срок пользования документами на усмотрение работников библиотеки;
  6. получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
  7. участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; создавать совместно с библиотекой клубы, кружки по интересам, общество друзей библиотеки, чтение книги;
  8. обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору МБОУ СШ №12.

VI.    Обязанности пользователей библиотеки

Пользователи библиотеки обязаны:

  1. соблюдать правила пользования библиотекой;
  2. бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страницы, не делать в книгах подчеркиваний, пометок) иным изданием на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
  3. поддерживать порядок расстановки изданий в открытом доступе библиотеки, расположения карточек и каталогах и картотеках, не вынимать карточек из каталога и картотек;
  4. пользоваться ценными и справочными изданиями только в помещении библиотеки;
  5. ежегодно проходить перерегистрацию в начале учебного года (до 15 сентября);
  6. убедиться при получении изданий в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работников библиотеки;

Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

  • расписываться в читательском формуляре за каждое полученное издание (исключение обучающиеся 1-4 классов);
  • возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
  • заменять книги библиотеки в случае их утраты или порче равноценными либо компенсировать ущерб в размере реальной рыночной стоимости;

10.полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в

     общеобразовательном учреждении;

11.личное дело учащегося, трудовая книжка работника без соответствующей пометки

     библиотекаря в обходном листе не выдаются;

12.соблюдать в библиотеке тишину и порядок, не вносить в помещение библиотеки сумки     и портфели, не входить в верхней одежде.

Учебники, используемые в учебном процессе по классам.


Рекомендации COVID-19


Рекомендации по проведению профилактических мероприятий по предупреждению коронавирусной инфекции (COVID-19) в библиотеках.

1. Ежедневно проводится влажная уборка библиотеки с использованием дезинфицирующих средств.

2. Предлагается выдавать книги в библиотеках без контакта с посетителями, в том числе с помощью предварительных заказов. 

3.Ограничивается доступ посетителей  к стеллажам для самостоятельного выбора изданий.

4.Возвращенные читателями книги и журналы перед повторной выдачей рекомендуется хранить пять дней в отдельном помещении библиотеки. 

5. Книги, принимаемые от читателей, считаются «условно заражёнными». Библиотекарь, работающий в зоне приёма, принимает книги и складывает их в ящики для транспортировки в карантинное помещение. Он дезинфицирует руки, контактные поверхности после приёма книг от каждого читателя.

6. Сотрудники библиотеки, работающие с документами, должны соблюдать меры безопасности: работа с книгами в одноразовых перчатках и одноразовых масках. Жидкость для дезинфекции и салфетки со спецсредством для обработки поверхностей должны быть у каждого сотрудника.

Необходимо:

  • Выделить для книг отдельное «карантинное помещение».
  • Разработать систему маркирования книг, поступающих на карантин.
  • Поместить книги на карантин 5 суток.
  • Если есть возможность, книгу можно упаковать в пластиковый или бумажный пакет. Допустимо сложить несколько книг в коробку.

Нельзя:

  • Использовать УФ-облучение для книг.
  • Протирать книгу дезинфицирующими растворами.
  • Обеспыливать. Попытка механического удаления вирусных частиц невозможна в силу микроскопических размеров вируса и может привести к заражению сотрудника, проводящего очистку, даже при соблюдении всех противоэпидемических мер.
  • Хранить книги на кафедре выдачи литературы.

7. В компьютерной зоне дезинфекция мыши и клавиатуры проводится после каждого посетителя.

8.Обеспечивается соблюдение социальной дистанции (не менее 1,5 метров) между посетителями и библиотекарями путем нанесения специальной разметки. 

9. Осуществляется проветривание библиотеки не реже чем 1 раз в 2 часа.

10. Роспотребнадзор рекомендует отказаться от проведения массовых мероприятий в библиотеках. 


Федеральный список экстремистских материалов


Советы родителям

Советы родителям младших школьников

                                                                         Чтение – это окошко, через которое дети             

                                                                      видят  и познают мир и самих себя.

                                                                                           В.А.Сухомлинский

Книга – опора для многих поколений, неважно, на каком она носителе.

Уважаемые родители! Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок читал?

Прививайте интерес к чтению ему с детства.

Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

Систематически читайте сами – это формирует у ребёнка привычку видеть дома книгу.

Обсуждайте прочитанную книгу в семье, это способствует развитию Вашей речи и речи Вашего ребёнка.

Рекомендуйте ребёнку книгу Вашего детства, сопоставляйте Ваши и его впечатления.

Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, развить у них внимание, умение слушать.

Прививайте навыки бережного обращения с книгой.

Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребёнка одним из способов выражения своих впечатлений от произведения.

Дарите своему ребёнку хорошие книги с добрыми пожеланиями. Спустя годы это станет светлым напоминанием о родном доме, его традициях, о дорогих и близких людях.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 кл.

Рекомендуемый список литературы для самостоятельного и семейного чтения летом учащимися 1 – 4 классов

(УМК «Школа России»)

Уважаемые родители!

Предлагаем Вашему вниманию возможный рекомендательный список детских книг для чтения во внеурочное время. Для того чтобы им воспользоваться, необходимо соблюдать следующие правила по воспитанию у ребенка потребности в чтении и книге.

Правило 1.

Помните, что книга – это не наказание. Нельзя прерывать игру ребенка указанием срочно прочитать книгу, потому что её задали прочитать в школе. Важно, чтобы сам ребенок хотел читать. Для этого родители или педагоги во внеурочное время используют различные приемы. Например, начинает читать взрослый – просит продолжить чтение  ребенка; просит прочитать небольшой текст под картинкой, остальной текст читает взрослый; читают книгу всей семьёй (начинает папа, продолжает мама, заканчивает ребенок).

Правило 2.

Для того чтобы ребенок хотел читать сам, нужно как можно больше ему читать взрослым. Установите правила в семье: перед сном взрослый обязательно полчаса читает интересную книгу.

Правило 3.

Устраивайте дома (в семье) обсуждение прочитанных книг (кто что прочитал, о чем, что заинтересовало, удивило, готов поделиться). В этих обсуждениях важно участвовать и ребенку.

Правило 4.

В длительных поездках (на автомобиле, поезде, самолёте) предложите ребенку послушать аудиокнигу. Обсудите с ним, кто из героев ему понравился, хотел бы он (она) еще послушать книгу этого автора.

Правило 5.

Приведенный ниже список книг является рекомендательным. Только родитель может знать предпочтения своих детей, поэтому вправе воспользоваться данным списком или дополнить его своими книгами, которые с удовольствием прочитает ваш ребенок.

Желаем вам успехов и приятного чтения!

1 класс. Идем во 2  класс 

  • В. Сутеев. Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов. Мешок яблок. Разные
  • А. Прёйсен. Про козлёнка, который умел считать до десяти. Весёлый Новый год.
  • Л. Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.
  • А. Балинт. Гном Гномыч и Изюмка.
  • Э. Блайтон. Знаменитый утёнок Тим.
  • Н. Носов. Живая шляпа. Фантазёры. Затейники.
  • В. Бианки. Первая охота. Как муравьишка домой спешил. Чей нос лучше. Лесные домишки. Сова. Кто чем поёт? И другие рассказы.
  • М. Пляцковский. Солнышко на память.
  • М. Зощенко. Умные животные. Показательный ребёнок.
  • В. Кротов. Как Игнатий играл в прятки. Как червячок Игнатий чуть не стал драконом.
  • Д. Биссет. Всё кувырком.
  • Ф. Хитрук. Топтыжка.
  • Г. Остер. Зарядка для хвоста.
  • Г. Цыферов. Паровозик из Ромашково.
  • Е. Чарушин  «Тюпа», «Томка и сорока».
  • С. Михалков. Три поросенка.
  • Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья.
  • Русские народные сказки. Петушок и бобовое зёрнышко. Теремок. Волк и лиса. Морозко.

Домашнее задание!!!!! (Если очень хочется….).

Предложите детям нарисовать иллюстрации к тем книгам, которые прочитали. Перед тем, как они начнут рисовать, попросите их найти страничку в тексте (книге), фрагмент которой хотелось бы изобразить в иллюстрации. Посоветуйте детям сделать подписи под рисунком (возможно, заголовок, или предложение из текста).

Если ваш ребенок любит лепить, то предложите изобразить наиболее понравившийся или запомнившийся фрагмент с помощью пластилина и природных материалов (шишек, веточек, колосков). Предложите подписать работу.

2 класс. Идем в  3  класс 

  • Т. Александрова. Домовёнок Кузька.
  • С. Михалков.  Праздник непослушания.
  • С. Козлов. Трям! Здравствуйте!
  • А. К. Вестли. Папа, мама, бабушка восемь детей и грузовик.
  • Э. Хогарт. Мафин и его весёлые друзья.
  • М. Мокиенко. Как Бабя – Яги сказку спасли.
  • Э. Шим. Лесные сказки.
  • В. Постников. Карандаш и Самоделкин в стране пирамид.
  • С. Могилевская. Марка страны Гонделупы.
  • Э. Успенский. Школа клоунов.
  • В. Голявкин. Боба и слон.
  • О. Перовская. Ребята  зверята.
  • Э. Рауд. Муфта, Полботинка и Моховая борода.
  • Б. Житков  Рассказы о животных.
  • Б. Заходер  Остров Гдетотам.
  • А. Милн  Вини-Пух и все-все-все.
  • Н. Носов. Веселая семейка.
  • А. Толстой Золотой ключик, или Приключения Буратино.
  • Э. Успенский Дядя Фёдор, пёс и кот.
  • В. Бианки Первая охота. Лесные домишки. Чей нос лучше? Хвосты. Лупленый Бочок. Лесной колобок – Колючий бок. Паучок-пилот .
  • А. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди.
  • Русские народные сказки. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Терёшечка. Гуси – Лебеди.

Домашнее задание!!!!! (Если очень хочется….).

Предложите детям сделать рисованный мультфильм по прочитанным произведениям, сделайте подписи под слайдами. Или предложите им дополните содержание прочитанного текста: изменить начало и записать его в виде рисунков, знаков, придумайте другое окончание текста, изобразите его с помощью рисунков, записей.

Возможно, вы вместе с ребятами создадите мультфильм по прочитанному произведению. Для этого, выберите одно из произведений, перечитайте его еще раз, определите, какие фрагменты текста войдут в мультфильм, вылепите героев мультфильма, сделайте много фотографий, озвучьте.

3 класс.  Идем в  4  класс 

  • Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома.
  • А. Линдгрен. Мадике и Пимс из Юнибаккена.
  • С. Прокофьева. Астрель и хранитель леса. Ученик волшебника. Приключения жёлтого чемоданчика.
  • И. Акимушкин. Следы невиданных зверей.
  • Д. Сабитова. Цирк в шкатулке.
  • Т. Крюкова. Чудеса не понарошку. 
  • И. Токмакова. Маруся еще вернётся.
  • Ю. Алешковский. Кыш и два портфеля.
  • В. Голявкин. Мой добрый папа.
  • В. Чаплина. Питомцы зоопарка.
  • П. Ершов. Конёк-Горбунок.
  • Б. Житков. Что бывало.
  • С. Козлов.  Ёжик в тумане.
  • Т. Янсон. Муми-тролль и другие.
  • Е. Левитан.  Сказочные приключения маленького астронома.
  • В. Курчевский. Быль-сказка о карандашах и красках.
  • В. Дуров. Мои артисты. Мои звери.
  • Г. Пивоварова. По страницам занимательной географии.
  • А. Чехов. Белолобый.
  • Я. Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали.
  • С. Алексеев. Рассказы о Суворове и русских солдатах.
  • Г. Черненко.  Путешествие в страну роботов.
  • Ю. Коваль Приключения Васи Куролесова.
  • В. Крапивин Оруженосец Кашка.
  • А. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

4 класс.  Идем в 5  класс 

  • Эдит Патту. Восток.
  • В. Брагин. В стране дремучих трав.
  • А. Усачёв. Великий могучий русский язык.
  • С. Прокофьева. Тайна хрустального замка.
  • Л. Гераскина. В стране невыученных уроков.
  • К. Булычёв. Сто лет тому вперёд. Девочка с Земли. Тайна Третьей планеты.
  • В. Крапивин. Мушкетёр и фея. Мальчик со шпагой.
  • Ю. Ситников. Возвращение кота.
  • Т. Ломбина. Дневник Пети Васина и Васи Петина.
  • Р. Погодин. Дубравка.
  • Д. Даррел. Зоопарк в моем багаже.
  • В. Зарапин. Опыты на воздухе. Весёлые научны опыты для детей и взрослых.
  • Л. Мальмузи. Неандертальский мальчик в школе и дома.
  • Я. Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали.
  • В. Медведев. Баранкин! Будь человеком!
  • С. Алексеев. Идёт война народная.  Ради жизни на земле.
  • Е. Велтистов. Приключения Электроника.
  • Л. Кэрролл. Алиса в Стране Чудес.
  • Ю. Олеша. Три толстяка.
  • Б. Зубков.  Как построили небоскрёб. Из чего все машины сделаны?
  • М. Константиновский.  О том, как устроен атом. О том, как работает автор.
  • Г. Шторм. Подвиги Святослава.  На поле Куликовом.
  • А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Руслан и Людмила.
  • Ф. Зальтен. Бемби.

СПИСОК КНИГ НА ЛЕТО

Уважаемые родители! 

Лето – прекрасная пора для отдыха. И мы желаем Вам и вашим детям тёплых солнечных дней, новых впечатлений. Просим Вас не забыть прочитать вместе с детьми увлекательные истории, рассказанные классиками литературы. Предлагаем для семейного чтения следующие произведения, необходимые для работы по литературе в следующем учебном году. 
5 класс 
Русские народные сказки

«Пёрышко Финиста ясна сокола», «Чудо Морское – Зверь Лесной», «Волшебное зеркальце», «Про Елену красу – золотую косу», «Мудрая дева», «Байка о щуке зубастой»

Мифы

Миф об Амуре и Психее

Литературные сказки

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатыря» Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством» Г.-Х.Андерсен «Снежная королева», «Старый дом», «Ребячья болтовня», «Садовник и господа» Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье» Ш.Перро «Золушка» Э.Лир «Лимерики» П.Бажов «Таюткино зеркальце»

Басни

Эзоп «Ворона и лисица», «Волк и ягнёнок» и др. Лафонтен «Ворон и лис» и др. И.А.Крылов «Ворона и лисица», «Волк и ягнёнок», «Квартет», «Волк на псарне» и др. Ф.Д. Кривин «Почему черепахи так долго живут Р.-Д.Брэдбери Дядюшка Эйнар»

Из русской литературы 19 -20 вв.

М.Ю.Лермонтов «Бородино», «Два великана», «Воздушный корабль» И.С.Тургенев «Муму» А.П.Чехов «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия» В.Г.Короленко «В дурном обществе» В.В.Набоков «Лестница» К.Г.Паустовский «Парусный мастер», «Робкое сердце» А.П.Платонов «Разноцветная бабочка», «Сухой хлеб», «Цветок на земле», «Приключение», «Родина электричества» В.П.Астафьев «Васюткино озеро» Ю.П.Казаков «Оленьи рога», «Тедди» Ю.К.Олеша «Три толстяка» М.М.Пришвин «Глаза земли», «Кладовая солнца» Стихотворения А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.В.Кольцова, И.А.Бунина, А.А.Ахматовой, Н.Заболоцкого, С.Есенина

Из зарубежной литературы

Д.Гринвуд «Маленький оборвыш» М.Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий» Ж.Превер «Как нарисовать птицу» М.Метерлинк «Синяя птица» Д.Лондон «Белый клык», «Белое безмолвие», «Любовь к жизни»

6 класс 
Мифы и легенды 
Мифы Древней Греции, Древнего Востока, Древнего Египта, Ирландии, скандинавские сказания, мифы древних славян. Гомер «Илиада», «Одиссея» «Песнь о Роланде», «Калевала», русские былины. 
Литература и фольклор 
«Мул без узды», «Чудо Георгия о змие», «Повесть о Евпатии Коловрате», Р.Л.Стивенсон «Вересковый мёд». 
Из литературы 19-20вв. 
О.Сомов «Оборотень», «Русалка», Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь», К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин», «Ермак», А.А. Бестужев-Марлинский «Наезды», «Роман и Ольга», М.Н.Загоскин «Юрий Милославский, или русские в 1612 году», А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Дубровский», «Скупой рыцарь», М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», баллады, Н.В.Гоголь «Вий», «Тарас Бульба», «Майская ночь, или Утопленница», И.С.Тургенев «Певцы», «Хорь и Калиныч», «Малиновая вода», Н.С.Лесков «Привидение в Инженерном замке», Л.Н.Толстой «Набег», А.П.Чехов «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Налим», «Злоумышленник», А.К.Толстой «Князь Серебряный», А.П.Платонов «Разноцветная бабочка», В.А.Солоухин «Мститель», Е.И.Носов «Лоскутное одеяло», К.Г.Паустовский «Последний чёрт», «Кот Ворюга», П.Бажов «Серебряное копытце», «Медной горы Хозяйка», В.Пикуль «Конная артиллерия, марш-марш!», В.Шукшин «Экзамен» 
Из зарубежной литературы 
Р.Д.Киплинг «Маленький Вили-Винки», П.Мериме «Взятие редута», Дж.К.Джером «Миссис Корнер расплачивается», Д.Лондон «На берегах Сакраменто», «Белый клык», М.Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», Ж.Верн «Пятнадцатилетний капитан», А.Дюма «Три мушкетёра», В.Скотт «Айвенго», Р.Стивенсон «Чёрная стрела» 

7 класс 
Из литературы 18в. 
«Повесть о Шемякином суде», И.Новиков «О двух ворах и попе, одержимых подагрою» 
Из литературы 19в. 
А.А.Бестужев-Марлинский «Вечер на бивуаке», О.М.Сомов «Русалка», А.С.Пушкин «Цыганы», «Сказка о золотом петушке», «Повести Белкина», Н.В.Гоголь «Портрет», «Нос», «Миргород», «Вечера на хуторе близ Диканьки», С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука», «Очерк зимнего дня», И.С.Тургенев «Бежин луг», «Бирюк», Н.С.Лесков «Левша», «Тупейный художник», М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Дикий помещик», Л.Н.Толстой «После бала», «Детство», «Отрочество», Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке», А.П.Чехов «Хамелеон», «Каникулярные работы институтки Наденьки N»,»Страшная ночь», «Степь» 
Из литературы 20в. 
А.Куприн «Палач», «Куст сирени», М.Горький «Сказки об Италии», А.Н.Толстой «Наваждение», «Русский характер», Л.Пантелеев «Лёнька Пантелеев», «На ялике», М.Шолохов «Жеребёнок», «Пастух», М.Зощенко «Аристократка», М.Булгаков «Красная корона», Д.Кедрин «Пирамида», А.Платонов «Иван Великий», Е.Носов «Малая родина», В.Распутин «Уроки французского», А.Платонов «Песчаная учительница», В.Богомолов «Иван», А.Беляев «Человек-амфибия», «Властелин мира», «Голова профессора Доуэля», Г.Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо», В.Солоухин «Волшебная палочка», Е.Носов «Портрет», В.Астафьев «Кузяка», В.Белов «Гоголев» 
Из зарубежной литературы 
М.де Сервантес Сааведра «Лиценциат Видриера», Мольер «Брак поневоле», «Летающий доктор»,Д.Дефо «Робинзон Крузо, В Ирвинг «Легенда об арабском астрологе», Й.Х.фон Цейдлиц «Ночной осмотр», «Воздушный корабль»,Д.Лондон «Мексиканец», «Под палубным тентом», О.Генри «Русские соболя», «Фараон и хорал», «Дары волхвов», «Трест, который лопнул»Р.Шекли «Запах мысли», Д.Купер «Последний из могикан», «Зверобой, или Первая тропа войны», «Следопыт, или Озеро-Море», П.Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», П.Мериме «Таманго», «Коломба», Р.Джованьоли «Спартак», Р.Стивенсон «Остров сокровищ», «Владелец Баллантрэ», «Маркхейм», М.Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», романы А. Конан Дойла, Р.Д.Киплинг «Дьявол и морская бездна», В.Гюго «93-й год», «Человек, который смеётся».

8 класс

Из русской средневековой литературы

«Повесть временных лет» «Хождение Богородицы по мукам» «Поучение Владимира Мономаха» «Задонщина» «Житие Сергия Радонежского» «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Из зарубежной литературы

Средневековья Т.Мэлори «Смерть Артура» Данте Алигьери «Божественная комедия» Ш.Руставели «Витязь в тигровой шкуре»

Из литературы эпохи Вожрождения

 У.Шекспир «Ромео и Джульетта», «Гамлет» М.де Сервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Из зарубежной литературы 17-19 вв.

Мольер «Мещанин во дворянстве» Вольтер «Кандид, или Оптимизм» Ф.Шиллер «Разбойники» И.В.Гёте «Фауст» Э.Т.А.Гофман «Золотой горшок» Д.Г.Байрон «Корсар» В.Гюго «Клод Ге» В.Скотт «Айвенго» Ч.Диккенс «Пойман с поличным» П.Мериме «Маттео Фальконе»

Из русской литературы 18-20 вв.

М.В.Ломоносов Оды и стихотворения Г.Р.Державин Стихотворения Д.И.Фонвизин «Недоросль» Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь», «Бедная Лиза» А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» В.А.Жуковский «Светлана» и др. баллады А.А.Бестужев-Марлинский «Страшное гаданье А.С.Пушкин «Пиковая дама», «Капитанская дочка» М.Ю.Лермонтов «Мцыри» Н.В.Гоголь «Шинель», «Ревизор» И.С.Тургенев «Ася» Н.А.Некрасов «Русские женщины» А.П.Чехов «Смерть чиновника», «Ионыч» М.А.Шолохов «Судьба человека» А.Т.Твардовский «Василий Тёркин» В.М.Шукшин «Охота жить»

9 класс

Из русской литературы 10-19 вв.

 «Слово о полку Игореве» А.С.Грибоедов «Горе от ума» В.А.Жуковский «Невыразимое», «Море» А.С.Пушкин «Евгений Онегин», «Пророк», «Разговор книгопродавца с поэтом», «19 октября», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…», «На холмах Грузии…», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др. А.В.Кольцов «Косарь», «Разлука», «Хуторок» М.Ю.Лермонтов Стихи: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Поэт», «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Завещание», «Пророк»; «Герой нашего времени» Ф.И.Тютчев «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…», «С поляны коршун поднялся…» А.А.Фет «Вечер», «Офелия» и др. А.К.Толстой «Средь шумного бала…», «Где гнутся над омутом лозы…», «Порой весёлой мая…», «Сон Попова» Н.А.Некрасов «Железная дорога», «Несжатая полоса» Н.В.Гоголь «Мёртвые души» А.Н.Островский «Свои люди – сочтёмся», «Не в свои сани не садись» М.Е. Салтыков-Щедрин «Либерал» и др. сказки Ф.М. Достоевский «Бедные люди» Л.Н. Толстой «Хаджи Мурат» И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе» А.П.Чехов «Попрыгунья»

Из русской литературы 20 в.:

 Стихотворения К.Бальмонта, И.Анненского, В.Брюсова, Н.Гумилёва, О.Мандельштама, С.Есенина, А.Блока, А.Ахматовой, В. Маяковского, И.Северянина, Б.Пастернака, М.Цветаевой, Н.Заболоцкого. И.А.Бунин «Холодная осень М.Горький «Старуха Изергиль» М.М. Зощенко «Собачий нюх» М.М.Пришвин «Роман» В.Кондратьев «Сашка» А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

Из зарубежной литературы 19-20 вв.

Э.Т.А.Гофман «Кавалер Глюк» Б.Констан «Адольф» Р.Д.Киплинг «Дьявол и морская бездна» А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Э.Хемингуэй «Старик и море»

10 класс

Из русской литературы 19в.

А.С.Пушкин «Борис Годунов» М.Ю.Лермонтов «Маскарад» Н.В.Гоголь «Портрет» А.И.Герцен «Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Былое и думы» А.Н.Островский «Гроза», «Бесприданница» И.А.Гончаров «Обыкновенная история»,«Обломов», «Обрыв», «Фрегат «Паллада» А.К.Толстой «Царь Фёдор Иоаннович» И.С.Тургенев «Отцы и дети» Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» Ф.М.Достоевский «Бедные люди», «Записки из мёртвого дома», «Преступление и наказание», «Бесы», «Идиот», «Братья Карамазовы» М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» Н.С.Лесков «Очарованный странник», «Человек на часах» Л.Н.Толстой «Детство», «Отрочество». «Юность», «Севастопольские рассказы»,«Война и мир» А.П.Чехов «Человек в футляре», «Попрыгунья», «Крыжовник», «О любви», «Учитель словесности», «Палата №6», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Студент», «Невеста», «Чайка», «Вишнёвый сад»

11 класс

Из русской литературы 20 в.

 М.А.Шолохов «Тихий Дон» А.Блок «Двенадцать», стихотворения И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыханье», «Чистый понедельник» А.И.Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся» Л.Андреев «Иуда Искариот» М.Горький «Старуха Изергиль», «На дне» В.Маяковский Стихотворения, «облако в штанах», «Клоп» С.Есенин Стихотворения, «Анна Снегина» Стихотворения О.Мандельштама, М.Цветаевой, А.Ахматовой М.Булгаков «Мастер и Маргарита» Б.Пастернак «Стихотворения, «Доктор Живаго» В.Некрасов «В окопах Сталинграда» А.Твардовский «Дом у дороги», «За далью даль», «Я убит подо Ржевом», «Василий Тёркин», «По праву памяти», «Тёркин на том свете» В.Быков «Сотников» В.Астафьев «Пастух и пастушка» Ю.Бондарев «Берег» В.Набоков «Дар» Е.Замятин «Мы» А.Платонов «Котлован» Ф.Абрамов «Две зимы и три лета» В.Шаламов «Колымские рассказы» А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» В.Ерофеев «Москва – Петушки» Стихотворения Б.Окуджавы, В.Высоцкого, И.Бродского А.Вампилов «Утиная охота»